Организационная схема Основу компании составляет организационная структура, т.к. компания выполняет определенный набор действий (функций), которые выполняются соответствующими отделами и соответствующими сотрудниками для достижения целей компании.
Организационная структура — система согласованных функций и действий, направленных на получение максимального результата исходя из стратегической цели компании. Все функции должны быть разделены, распределены и согласованы между собой.
Правильно составленная организационная схема соответствует бизнес-процессам компании. Основная ошибка, ограничивающая совершение успешных действий сотрудниками и, как следствие, достижение компанией своих целей, — посредственный описательный подход к организационной структуре (схеме) компании:
— отсутствие понимания своих функций, обязанностей и конечного результата сотрудниками приводит к некачественному выполнению действий и к невыполнению планов;
— отсутствие распределения функций является причиной увеличения нерезультативных действий сотрудников, а также выполнения действий не теми сотрудниками, что приводит к увеличению временных и материальных затрат компании;
— отсутствие согласованности приводит к неравномерной работе бизнес-процесса, что образует временные разрывы между действиями, прямо влияющие на прибыль компании.
Иллюстрация 1. Менеджер по продажам не понимает своих функций, результатом своей деятельности считает количество произведенных звонков. В то же время вместо продаж занимается консультированием потенциальных Клиентов.
Результат:
— количество звонков соответствует норме;
— количество заказов снижается;
— принимается решение об увеличении расходов на привлечение.
Накопленный отрицательный эффект: дополнительные затраты компании.
Иллюстрация 2. Сотрудники финансового отдела не имеют четкого распределения функций и формируют все типы отчетов разных уровней сложности.
Результат:
— нераспределенные по грейду функции не позволяют сотрудников высшего уровня сосредоточиться на более сложных и важных задачах;
— ограничение времени на подготовку и формирование отчетов приводит к снижению качества или увеличению времени на выполнение;
Накопленный отрицательный эффект: проявляется в задержке по срокам/снижению качества/увеличению текучки кадров.
Иллюстрация 3. Сотрудники склада получают информацию о готовности к отгрузке от разных сотрудников: сотрудники бухгалтерии, менеджеры по продажам, менеджеры по ведению Клиентов, прочие сотрудники.
Результат:
— вероятность неполучения/получения неточной информации/получения ненужной информации сотрудниками склада;
— нарушение сроков отгрузки/ошибочная отгрузка/отгрузка не в полном количестве.
Накопленный отрицательный эффект: снижение деловой репутации компании.
Этапами разработки организационной структуры (схемы) являются:
1. Определение стратегических целей компании;
2. Описание существующей структуры в виде схемы;
3. Описание функций и конечных результатов отделов.
Описание функций и конечных результатов сотрудников, а также согласование функций исходя из значимых процессов регламентируют должностные инструкции.