За время своей предпринимательской деятельности каждый руководитель неоднократно сталкивается с непростой ситуацией, когда необходимо уволить сотрудника, который не собирается по собственному желанию расставаться с компанией. Что же в данном случае делать с оптимизацией трудовых ресурсов? Исследования портала Rabota.ru показывают, что 23% работодателей в России начали 2019 год именно с увольнений. Данные сокращения затронули в первую очередь сферы маркетинга, медиа и продуктов питания.
Психологи говорят, что увольнение сродни разводу в семье. Поэтому состояние сотрудника может быть приравнено к настоящей драме в личной жизни. Следственно, негативное расставание с работником может обернуться для нанимателя самыми нежелательными последствиями. А как произвести данную процедуру по-хорошему? Какие альтернативные варианты можно предложить? Как вообще правильно сообщить сотруднику об увольнении? Все эти вопросы должны быть тщательно изучены и реализованы в наиболее оптимальном для всех сторон виде.
Негативные последствия при расставании с сотрудником
Практика показывает, что фантазия и активная деятельность разъяренных после увольнения работников не имеет границ. Очень часто это относится напрямую к мстительности. Среди наиболее популярных мер «восстановления справедливости» можно отметить следующие действия уволенных.
Судебное разбирательство по иску неудовлетворенного сотрудника. Российская действительность сегодня сопровождается сотнями тысяч ежегодных тяжб в рамках трудовых споров. И каждый год этот показатель увеличивается на 5-10%. Самыми частыми исками являются те, которые связаны с размером заработной платы. Следующими по актуальности стали требования о восстановлении на бывшем месте работы. Обычно суды идут на встречу именно уволенным работникам.
Жалоба в органы надзора. Трудовая и налоговая инспекции, ФСС, Пенсионный фонд – все эти государственные службы могут оштрафовать и доначислить страховые взносы и налоги за оплату труда работников в «конвертной» форме. Работники зачастую пытаются манипулировать своими работодателями после увольнения в случаях, когда их оформление было произведено с нарушением установленных правовых норм.
Нарушение конфиденциальности информации в пользу конкурентов. К примеру, недовольный своим увольнением сотрудник страховой компании может воспользоваться доступом к базам данных своей организации и, скопировав их, поделиться актуальными сведениями с посредниками на коммерческой основе. Сегодня подобного рода случаи стали не редкостью и получают огласку через публичные каналы связи с общественностью.
Инсайдерские статьи в социальных сетях и посты в блогах. Коммерческая тайна и профессиональная информация для служебного пользования может быть вскрыта такими действиями уволенных сотрудников. Кроме того, зачастую «грязное белье» в рамках трудовых отношений на потеху публике становится предметом ее повышенного интереса. И даже, несмотря на возможность блокировки такого рода информации, она, как правило, очень быстро «инфицирует» в виде скриншотов экрана, сделанных всего за одну секунду, все интернет-пространство вокруг себя.
Нанесение ущерба репутации руководителя. Сегодня в СМИ с достаточной регулярностью публикуются судебные разбирательства по таким делам. Например, большой резонанс имела информация, распространенная по социальным сетям жителем г. Колпино (Ленинградская область), в которой указывалась гомосексуальная ориентация его бывшего шефа вместе с контактными данными и фотографией.
Удаление важной информации из рабочей базы. Часто уволенные и обиженные несправедливым отношением к себе сотрудники для того, чтобы навредить компании и ее руководству, стирают ценные базы данных и информацию по рабочим проектам. Например, системный администратор из Набережных Челнов, работавший на оптово-розничном предприятии, в процессе своей трудовой деятельности разработал и внедрил программу, которая автоматизировала процесс подачи и обработки заявок от клиентов. Во время своего увольнения он удалил свою разработку из базы компании. Это привело к тому, что работа организации была на некоторое время парализована, а руководители потеряли доступ к актуальной информации.
Демотивация или устрашение других работников. Коллеги по работе или подчиненные, в случаях с уволенными руководителями, могут оказаться под давлением во временной промежуток между принятием решения об увольнении сотрудника и фактическим его уходом из компании. Ведь недовольный работник может негативно влиять на персонал, например, путем разнесения слухов об установлении недостижимых KPI, ужасном характере начальника или грядущем массовом сокращении.
Совершенно очевидно, что вышеуказанные примеры мести обиженных сотрудников должны пресекаться в обязательном порядке, однако они способны нанести немалый ущерб компании. И даже после подачи иска в суд вовсе не обязательно, что решение будет справедливым, так как зачастую просто невозможно доказать состав преступления. Кроме того, никому не нужны резонансные дела и повышенный надзор исполнительных органов власти.
Поэтому расставание по-хорошему (без претензий со стороны уволенного сотрудника) является очень важным способом сохранения рабочей атмосферы в трудовом коллективе, плановых финансовых показателей и репутации работодателя. Для собственной подстраховки руководителям важно договориться с увольняемым сотрудником на увольнение по собственной инициативе в двух вариантах:
-по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 статьи 77 ТК РФ);
-по собственному желанию (п. 3 ч. 1 статьи 77 ТК РФ).
Добавить комментарий