
Современные предприниматели часто задаются вопросами о том, почему не происходит ожидаемого развития бизнеса, кто в этом виноват, и что в данной ситуации следует предпринимать. Причем ситуация со стагнацией может случиться как через год после основания предприятия, так и через 10 лет. Со дня основания происходит непрерывное вложение денег в аренду помещений, рекламу, оборудование и т.п., а продажи могут существенно не меняться в лучшую сторону.
Согласно опубликованным данным ФНС в 2018 году более 600 тысяч предприятий прекратили свою деятельность. Причем в перечне имеется достаточно известных названий, которые у многих ассоциировали с успешным бизнесом.
Например, в самом начале 2018 года с отечественного рынка ушла федеральная сеть магазинов обуви Obuv.com (владельцы Дмитрий Костыгин, основавший сети «Юлмарт», «Улыбка радуги» и «Рив Гош» и Август Мейер), насчитывавшая более сотни розничных точек по всей стране.
А осенью этого года на выставке «Игромир» Никита Власов (сотрудник журнала «Игромания») сделал заявление о закрытии печатной версии журнала, что позже подтвердил и редактор Дмитрий Шепелев. Примечательно, что в течение 21 года (время существования журнала) на территории стран СНГ данное издание считалось культовым, ведь именно с него многие начинали познавать мир игр.
Потребительский рынок вынуждены были оставить многие федеральные и региональные предприятия, занимавшиеся реализацией продуктовых товаров и различных услуг, а также туроператоры и страховщики. Показательно, что даже среди тех организаций, которые не прекратили свою деятельность, сегодня имеется много таких, которые не могут похвастать своими продажами, наличием оборотных средств и многочисленными клиентами.
Причины того, почему бизнес не развивается
Независимо от того, что все бизнесы носят исключительно уникальный характер, для всех них свойственные одинаковые условия стагнации. В книжном издании Говарда Шульца «Starbucks навсегда. Как спасти бизнес, не потеряв душу» объясняется, что основной причиной краха предприятий являются именно внутренние проблемы, а не плотная конкурентная среда, как принято обычно считать.
Отвечая на вопрос: «Почему бизнесмен не может достичь поставленных задач, хотя прилагает для этого много усилий?», следует отметить следующие факторы.
Причина №1–Отсутствие бизнес-плана и бизнес-стратегии
Владелец консалтинговой организации Олег Пенцов отмечает:
«Характерной чертой российского предпринимательства является то, что 95% начинающих бизнес людей обладают невероятными амбициями. Почему-то они уверены, что все умеют и знают. Соответственно базовыми вещами по собственной подготовке они даже не обременяются»
Характерно, что многие бизнесмены считают свой уровень готовности вести бизнес идеальным. По их мнению, стоит им только начать деятельность, как появятся клиенты, а доход начнет расти. Причем конкуренты обязательно уступят им свое место и с позором ретируются. Но ведь очевидно, что реальность совершенно другая. Уровень развития бизнеса во многих случаях зависит от таких факторов, как колебания спроса и сезонность. Соответственно январь и февраль для многих относятся к «мертвому периоду» продаж. А ведь для преодоления такого рода трудностей нужно предварительно подготовиться.
Причина №2–Слабые качества управленца
Бизнес-тренер IPS Надежда Деева делится своими соображениями на этот счет:
«Способность управления людьми является очень тонким делом. Руководителю важно знать основы общения с подчиненными, которые будут способствовать результативности труда. Достаточно часто все начинает рушиться из-за отсутствия системы общения управленца с персоналом. Самодур на всех орет, а пофигист старается не замечать проблем»
Причина №3–Отсутствие делегирования
Ложная аксиома «Если хочешь, чтобы все было сделано правильно – сделай сам!» загубила не один бизнес. Руководитель, который считает себя лучшим во всех вопросах, включая консультирование клиентов, ведение переговоров с поставщиками, бухучета и прочих рутинных мероприятий, вынужден тратить свое время на второстепенные вещи, упуская первостепенные в виде стратегического планирования. Если все делает сам предприниматель, то у него не бизнес, а простая самозанятость. Ведь предприятие никогда не сможет развиваться на ресурсах единственного человека, хотя бы он и был очень одаренным.
Причина №4–Некомпетентность при найме работников
Базовая заповедь при найме сотрудников говорит о том, чтобы максимально избегать принимать в трудовой коллектив дураков. Это относится и к простой работе, и к мало оплачиваемой. Потому что в результате все выйдет очень даже дорого. Стив Джобс сказал по этому поводу: «Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили нам, что делать». Именно привлечение грамотных специалистов и является основой и началом эффективного управления компанией.
Причина №5–Потеря мотивации собственника
Книга «Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства», написанная Майклом Гербером, повествует о том, что каждый второй наемный работник вынашивает планы открыть собственный бизнес, а на реализацию своих амбиций решается лишь 20%. И даже это число потенциальных предпринимателей становится еще меньше, когда они сталкиваются с первыми проблемами на своем пути. Соответственно выдающиеся бизнесмены характеризуются не тем, что никогда не падали, а именно способностью подняться.
Причина №6–Отсутствие навыков управления финансами
Новички в бизнесе всегда склонны потратить первые заработанные деньги на такие атрибуты успеха, как офис в престижном бизнес-центре, фирменный дизайнерский стиль, авто представительского класса и т.п. Свои поступки они, как правило, обосновывают необходимостью формирования имиджа, который непосредственно приведет к успеху. А в итоге средства необходимые для развития уходят на иллюзию и химеру, которая является причиной недостатка финансирования проектов. Практика показывает, что современный отечественный бизнес может без ущерба для своей деятельности экономить ежемесячно суммы от 50 тысяч рублей до 5 миллионов рублей.

Добавить комментарий