На примере предпринимателя Сергея, имеющего собственный цех по производству мебели на заказ, стоит ознакомиться с основными правилами ведения бизнеса. На предприятии в основном работают по предоплате, основная доля которой уходит на закупку материалов, аренду цеха, коммунальные услуги и заработную плату работников. Несмотря на отсутствие собственных средств, Сергей с воодушевлением смотрит на перспективу своего развития, так как у него имеется много клиентов (очередь расписана на три месяца вперед), и предоплату все охотно вносят.
По внешнему признаку можно решить, что у Сергея налажен успешный бизнес. Однако он живет на чужие деньги, что по определению не следует делать, так как долговой формат является бесперспективным. Сам же предприниматель привык оценивать свой бизнес по показателям «Доход» и «Расход». Но в таком случаем его ждет скорая стагнация и последующее банкротство.
Статистика на эту тему неутешительна. В 2018 году 346 995 предприятий разорились. Такая же тенденция продолжается и в 2019 году. Обычно банкротство наступает по причинам того, что руководитель бизнеса не умеет грамотно оценивать эффективность работы и определять рентабельность. Это приводит к отсутствию актуальных прогнозов и принятию соответствующих мер для нивелирования негативных результатов.
Показатели эффективности
Наличие большого количества денег на счетах компании вовсе не означает, что ее дела идут в гору. Это же относится и к наличию кассовых разрывов и отрицательному балансу, которые не являются очевидными вестниками банкротства. А действительное положение вещей могут выявить лишь соответствующие показатели эффективности.
Показатель эффективности (KPI)–это результат деятельности предприятия в течение определенного периода времени.
К ним могут относиться и оценочные данные по совокупному бизнесу, и показатели работы отдельных подразделений предприятия (конкретных сотрудников). К примеру, сумма реализации товаров относится ко всей организации, а количество сделок отдела продаж, которые удалось полностью закрыть, относится к конкретному подразделению.
Соответственно ключевыми показателями эффективности развития компании являются такие, которые больше всех оказывают влияние на формирование чистой прибыли. В случае с Сергеем к ним можно отнести себестоимость готовой продукции. Поэтому снижение себестоимости мебели на его предприятии окажет непосредственное влияние на увеличение прибыли.
Перечень ключевых показателей эффективности на предприятиях малого бизнеса
Наиболее приоритетным показателем развития малого бизнеса является собственный капитал. Его рост говорит о непосредственном развитии, а неизменное состояние или падение свидетельствует о проблемах, которые требуют решения.
Кроме того, к основным показателям эффективности относятся следующие данные:
— прогноз движения денежных средств;
— доходы и расходы;
— объем производства и качественные характеристики готовой продукции;
— себестоимость;
— рентабельность.
Собственный капитал. При основании бизнеса предприниматель вкладывает в него деньги на недвижимость, оборудование и т.п. с тем, чтобы данные ресурсы приносили прибыль. В бухучете эти средства называют активами. Таким образом, собственный капитал и есть стоимость активов.
Но есть и ситуации, когда не все эти ресурсы являются собственностью предпринимателя. Ведь зачастую собственник бизнеса берет их в кредит, лизинг или аренду. В таком случае собственный капитал будет определяться путем вычитания из активов финансовых обязательств по перечисленным видам ответственности.
Важно понимать, что только при увеличении собственного капитала происходит нормальное развитие бизнеса. В противном случае он убыточен или работает впустую (в ноль). Есть и другой аспект – независимость бизнеса. Правильным балансом можно считать тот, когда собственных средств больше, чем заемных. Ведь только при таком распределении ресурсов можно рассчитаться с кредиторами путем распродажи активов при закрытии бизнеса. А в противном случае наступит неподъемное финансовое обременение, связанное с долгами.
Добавить комментарий