ПРИБЫЛЬ ЕСТЬ, А ДЕНЕГ НЕТ—ЧТО ДЕЛАТЬ? Часть 2

Главная > Полезное > ПРИБЫЛЬ ЕСТЬ, А ДЕНЕГ НЕТ—ЧТО ДЕЛАТЬ? Часть 2

Кассовый разрыв

Данное понятие отражает ситуацию, когда происходит временная нехватка денежных средств на счетах компании, обуславливающая невозможность выполнения своих обязательств перед поставщиками, налоговыми органами, трудовым коллективом и т.п. При этом кассовый разрыв может произойти в условиях, когда бизнес является прибыльным. Вот только деньги появятся через некоторое время, после расчета клиентов.

Существует 2 случая возникновения кассового разрыва.

Во-первых, сделки на предоплате. «Утром деньги, вечером стулья» — классическая формула, взятая из классики жанра. Крупная поставка или несколько сделок подряд, сопровождаются мощным вливанием средств, после которого они начинают очень активно тратиться. А когда сделка (сделки) закроется поставкой товара и его переходом в собственность покупателя пройдет некоторое время, за которое деньги «успешно» будут использованы. А ведь реклама, зарплата и налоги не могут ждать.

Во-вторых, сделки на постоплате. Отгрузка товара сопровождается отсрочкой платежа. Крупные и постоянные клиенты часто пользуются лояльными условиями оплаты, когда окончательный расчет производится через 1-2 месяца после отгрузки товара или исполнения заказа. А ведь нормальное функционирование любого предприятия требует постоянных денежных затрат.

Меры по предотвращению или минимизации последствий возникновения кассового разрыва:

— построить отношения с клиентами на предоплате (частичной оплате);

— построить отношения с поставщиками на отсрочке платежей (частичной оплате);

— исключить или перенести на более поздние сроки часть выплат;

— реализовать имущество предприятия, которое не используется по назначению;

— в качестве самой крайней меры одолжить требуемую сумму.

Ответственность за учет финансов

Стоит понимать, что бухгалтер не отвечает за финансовый учет предприятия. Данный специалист лишь производит расчет налогов и несет ответственность за их своевременную выплату. Кроме того, бухгалтер следит за документооборотом, связанным с клиентами и поставщиками.

Именно руководитель организации должен контролировать остатки денежных средств на счетах с целью прогнозирования возможного кассового разрыва. Кроме того, директор отслеживает прибыль предприятия. Для принятия управленческих решений он должен в первую очередь опираться на данные отчетов о прибылях и убытках, а также движении денежных средств.

Считать деньги и прибыль нужно отдельно

Прежде всего, следует руководствоваться логикой, которая говорит, что управлять можно только тем, что контролируется. А контролю подлежит только то, что можно измерить и понять. Из этого вытекает простая правда жизни,  связанная с регулярным подсчетом денег и прибыли. Причем деньги отдельно, а прибыль отдельно. Варианты могут быть самые различные, включая следующие:

— записная книжка (бумажный носитель до сих пор не потерял для некоторых предпринимателей своей актуальности, хотя и кажется многим сугубо экзотическим способом учета) – несколько платежей в месяц вполне могут учитываться и таким образом;

— табличный формат Excel – бесплатно, большие возможности для анализа, требующие аналитического склада ума, достаточного количества времени и сил (рост бизнеса будет постоянно усложнять формулы, что не будет способствовать облегчению жизни предпринимателя);

— онлайн-сервис ПланФакт – автоматизированная платформа, предназначенная для финансового и управленческого учета предприятий малого бизнеса, решает задачи по удобной интеграции с банком, прогнозированию кассовых разрывов, формированию отчетов о движении денег, прибылях, убытках и балансе, а также других показателях компании.

admin

Добавить комментарий