Профессиональное выгорание работников Часть 1

Профессиональное выгорание работников Часть 1

Современная динамика трудовых отношений стала причиной такого явления у персонала, как выгорание сотрудников. Согласно исследованиям рекрутингового агентства Hays 67% руководителей вынуждены отмечать данное явление у подчиненных, а 79% работников замечали выгорание у своих коллег или самих себя. Эти цифры красноречиво свидетельствуют о том, что масштабность такой ситуации может очень серьезно сказываться на трудовых отношениях. Поэтому необходимы действенные меры, чтобы минимизировать негативное воздействие, напрямую влияющее на производительность труда.

Общее понятие

Выгорание – это психическое состояние человека, сопровождающееся его циничным отношением к своим трудовым обязанностям, вследствие ощущения собственной нереализованности и отсутствия удовлетворения. Это состояние аналогично депрессии, только оно затрагивает исключительно рабочую сферу деятельности. Выгорание сотрудников возникает из-за усталости, отрицательных эмоций и отсутствия удовольствия от своей работы. Оно является важной причиной снижения производительности труда. Ведь при таком состоянии работник начинает формально относиться к своим функциям, не выполнять плановые показатели и даже срывать свое нервное напряжение на коллегах.

Специалисты подтверждают, что профессиональное выгорание несет угрозу для здоровья человека. Тематические исследования свидетельствуют о том, что данное состояние негативно влияет на префронтальный участок коры головного мозга, истончая его. Ученые из Тель-Авива доказали непосредственное влияние выгорания на увеличение вероятности коронарной недостаточности.

Само понятие «выгорание» обязано своим появлением американскому психиатру Герберту Фрейденбергу, который ввел его в 1974 году. Он выявил соответствующий синдром у категории людей, подверженных в силу своей профессиональной деятельности высокому уровню ответственности, эмоциональному фону и постоянному общению с другими людьми. Однако до недавнего времени такие синдромы продолжали связывать лишь с эмоциональным состоянием, сравнимым с опустошением.

И только совсем недавно масштаб проблемы заставил принять профессиональное выгорание настоящей болезнью. А на майской ассамблее здравоохранения, прошедшей в Женеве в 2019 году, выгоранию был присвоен код QD85, внесенный в каталог Международной Классификации Болезней (МКБ-11).

Типы профессионального выгорания

Психологами отмечаются следующие типы профессионального выгорания.

Административный восторг. Отмечается у людей, облеченных властью. Свойственен руководителям, которые упиваются своим служебным положением, что ведет к злоупотреблению полномочиями.

Управленческая эрозия. Проявляется у руководителей всех уровней власти. Характеризуется тем, что максимальное удовлетворение приносит не работа, а возможность манипулирования подчиненными.

Эмоциональное выгорание. Относится только к рядовым работникам. Состояние появляется из-за эмоционального напряжения, связанного с отрицательными переживаниями. Приводит к снижению эффективности деятельности.

Все три типа профессионального выгорания в своей основе имеют эмоциональное истощение, связанное с получением отрицательных чувств и приводящее к снижению производительности труда. Соответственно мотивированные работники приносят намного больше пользы для бизнеса, чем их выгоревшие коллеги.

Специалисты считают, что основными причинами профессионального выгорания являются следующие факторы:

нереализованные амбиции, связанные с отсутствием перспектив карьерного роста;

переработки (исследования Hays показали, что 87% сотрудников вынуждены выполнять сверхурочную работу, за которую им не предоставляют соответствующей компенсации в виде отгулов или материального поощрения);

— отсутствие комфортных условий на рабочем месте (например, в офисе жарко или холодно, интроверт вынужден регулярно общаться с клиентами, а экстраверт предоставлен уединению);

— необоснованное давление со стороны руководства (наблюдается в случае профессионального выгорания руководителя, который просто отрывается на своих подчиненных).

Существуют и другие причины возникновения данного эмоционального фона, однако важно понимать, что все люди имеют свои индивидуальные потребности, и обеспечить для всех комфортные условия не получится. В данном аспекте требуется пытаться создавать наилучшие условия из возможных вариантов и прикладывать максимальные усилия для предотвращения профессионального выгорания.

«Очевидно, что зачастую выгорание сотрудников происходит при их регулярной перегруженности на работе. Наемный труд может привести к ощущению, когда даже любимое дело становится в тягость. В таком случае эмоциональная усталость накапливается ежедневно, наступает раздражительность и постоянное ожидание конца рабочего дня.

Бывают ситуации, когда успешные сотрудники принимают решение покинуть насиженное место работы и открыть свое дело, уведя с собой часть персонала. Важно помнить, что перегрузка сотрудников, которая приводит к перегоранию, не пройдет и после отпуска или некоторого перерыва. В данном случае следует действовать на опережение, не допуская возникновения таких состояний. Нужно следить за настроением своих сотрудников и неожиданными спадами продуктивности, которые сопутствуют этому.

К сожалению, еще до сих пор руководители мало думают о том, что перегрузка негативно отражается на сотрудниках. Их рассуждения на эту тему сводятся к тому, что перегоревшего работника можно с легкостью заменить на более мотивированного. Мало кто задумывается над постоянной текучкой кадров и сопутствующими издержками. А ведь налицо не только моральный аспект, но и прямая экономическая целесообразность»

admin

Добавить комментарий