Современная динамика трудовых отношений стала причиной такого явления у персонала, как выгорание сотрудников. Согласно исследованиям рекрутингового агентства Hays 67% руководителей вынуждены отмечать данное явление у подчиненных, а 79% работников замечали выгорание у своих коллег или самих себя. Эти цифры красноречиво свидетельствуют о том, что масштабность такой ситуации может очень серьезно сказываться на трудовых отношениях. Поэтому необходимы действенные меры, чтобы минимизировать негативное воздействие, напрямую влияющее на производительность труда.
Общее понятие
Выгорание–это психическое состояние человека, сопровождающееся его циничным отношением к своим трудовым обязанностям, вследствие ощущения собственной нереализованности и отсутствия удовлетворения. Это состояние аналогично депрессии, только оно затрагивает исключительно рабочую сферу деятельности. Выгорание сотрудников возникает из-за усталости, отрицательных эмоций и отсутствия удовольствия от своей работы. Оно является важной причиной снижения производительности труда. Ведь при таком состоянии работник начинает формально относиться к своим функциям, не выполнять плановые показатели и даже срывать свое нервное напряжение на коллегах.
Специалисты подтверждают, что профессиональное выгорание несет угрозу для здоровья человека. Тематические исследования свидетельствуют о том, что данное состояние негативно влияет на префронтальный участок коры головного мозга, истончая его. Ученые из Тель-Авива доказали непосредственное влияние выгорания на увеличение вероятности коронарной недостаточности.
Само понятие «выгорание» обязано своим появлением американскому психиатру Герберту Фрейденбергу, который ввел его в 1974 году. Он выявил соответствующий синдром у категории людей, подверженных в силу своей профессиональной деятельности высокому уровню ответственности, эмоциональному фону и постоянному общению с другими людьми. Однако до недавнего времени такие синдромы продолжали связывать лишь с эмоциональным состоянием, сравнимым с опустошением.
И только совсем недавно масштаб проблемы заставил принять профессиональное выгорание настоящей болезнью. А на майской ассамблее здравоохранения, прошедшей в Женеве в 2019 году, выгоранию был присвоен код QD85, внесенный в каталог Международной Классификации Болезней (МКБ-11).
Типы профессионального выгорания
Психологами отмечаются следующие типы профессионального выгорания.
Административный восторг. Отмечается у людей, облеченных властью. Свойственен руководителям, которые упиваются своим служебным положением, что ведет к злоупотреблению полномочиями.
Управленческая эрозия. Проявляется у руководителей всех уровней власти. Характеризуется тем, что максимальное удовлетворение приносит не работа, а возможность манипулирования подчиненными.
Эмоциональное выгорание. Относится только к рядовым работникам. Состояние появляется из-за эмоционального напряжения, связанного с отрицательными переживаниями. Приводит к снижению эффективности деятельности.
Все три типа профессионального выгорания в своей основе имеют эмоциональное истощение, связанное с получением отрицательных чувств и приводящее к снижению производительности труда. Соответственно мотивированные работники приносят намного больше пользы для бизнеса, чем их выгоревшие коллеги.
Специалисты считают, что основными причинами профессионального выгорания являются следующие факторы:
—нереализованные амбиции, связанные с отсутствием перспектив карьерного роста;
—переработки (исследования Hays показали, что 87% сотрудников вынуждены выполнять сверхурочную работу, за которую им не предоставляют соответствующей компенсации в виде отгулов или материального поощрения);
-отсутствие комфортных условий на рабочем месте (например, в офисе жарко или холодно, интроверт вынужден регулярно общаться с клиентами, а экстраверт предоставлен уединению);
-необоснованное давление со стороны руководства (наблюдается в случае профессионального выгорания руководителя, который просто отрывается на своих подчиненных).
Существуют и другие причины возникновения данного эмоционального фона, однако важно понимать, что все люди имеют свои индивидуальные потребности, и обеспечить для всех комфортные условия не получится. В данном аспекте требуется пытаться создавать наилучшие условия из возможных вариантов и прикладывать максимальные усилия для предотвращения профессионального выгорания.
«Очевидно, что зачастую выгорание сотрудников происходит при их регулярной перегруженности на работе. Наемный труд может привести к ощущению, когда даже любимое дело становится в тягость. В таком случае эмоциональная усталость накапливается ежедневно, наступает раздражительность и постоянное ожидание конца рабочего дня.
Бывают ситуации, когда успешные сотрудники принимают решение покинуть насиженное место работы и открыть свое дело, уведя с собой часть персонала. Важно помнить, что перегрузка сотрудников, которая приводит к перегоранию, не пройдет и после отпуска или некоторого перерыва. В данном случае следует действовать на опережение, не допуская возникновения таких состояний. Нужно следить за настроением своих сотрудников и неожиданными спадами продуктивности, которые сопутствуют этому.
К сожалению, еще до сих пор руководители мало думают о том, что перегрузка негативно отражается на сотрудниках. Их рассуждения на эту тему сводятся к тому, что перегоревшего работника можно с легкостью заменить на более мотивированного. Мало кто задумывается над постоянной текучкой кадров и сопутствующими издержками. А ведь налицо не только моральный аспект, но и прямая экономическая целесообразность»
Добавить комментарий