Система учета рабочего времени: достоинства и недостатки
Основным преимуществом использования подобных автоматизированных сервисов является появление актуальной информации о персонале, которая очень важна для руководителя.
Выявление дисциплинированных работников и тех, кто предпочитает опаздывать на работу и проводить продолжительные разговоры с коллегами на темы, далекие от трудовых процессов, а также времени, которое тратится на выполнение задач, позволяет произвести расчет средних показателей. Например, это касается времени на подготовку квартального бухгалтерского отчета или реакции службы технической поддержки на запросы клиентов.
Работники предприятия, осознавая, что находятся «под колпаком», начинают более ответственно подходить к выполнению поставленных задач, использовать только регламентированные программы и не тратить время на общение и просмотр новостей в социальных сетях. Особенно актуальны системы учета рабочего времени для организаций с почасовой оплатой труда. Ведь исходные данные всегда можно перепроверить согласно записи на камерах видеонаблюдения, истории телефонных звонков или отчетам тайм-трекеров.
Однако установка данных автоматизированных сервисов сопряжена с определенными издержками, обусловленными приобретением оборудования контроля, наймом сотрудников, занимающихся обслуживанием систем мониторинга и анализом собранной информации, а также оплатой программного обеспечения.
Руководителям стоит не забывать, что контроль времени сотрудников входит в число факторов, которые снижают мотивацию и усиливают стресс. Это приводит к созданию таких способов обхода, как подмена магнитных карт, фиксирующих время прихода и ухода, включению всех компьютеров офиса первым пришедшим на работу сотрудником, использованию анонимайзеров для нивелирования запрета на посещение соцсетей, игрушек-маятников, имитирующих работу компьютерной мыши, написанных скриптов «работающих» за человека и т.п. Естественно, все это серьезно влияет на трудовой микроклимат в худшую сторону.
Документы для учета рабочего времени
В ТК РФ (статье 91) за работодателем закреплена обязанность ведения учета рабочего времени сотрудников. Данная информация является основой для начисления заработной платы и формирования полной картины о деятельности предприятия. Несмотря на право самостоятельной разработки тематических документов, как правило, организации пользуются теми формами, которые предлагает Госкомстат.
В этой связи следует учитывать следующие нюансы, касающиеся ведения табеля учета рабочего времени и оплаты труда в единственном экземпляре:
— форма Т-12 – бумажный носитель заполняется от руки;
— форма Т-13 – допускается ведение в электронном виде (распечатывается в конце месяца и подписывается руководителем предприятия, срок хранения – 5 лет (может быть увеличен)).
В документе отражаются праздничные, выходные и рабочие дни, а также больничные и отпуска. Обычно в небольших компаниях учетом занимается секретарь руководителя или HR-менеджер, а в крупных организациях предусматривается специальная должность – табельщик.
ТК РФ определил продолжительность стандартной рабочей недели в размере 40 часов. При использовании работодателем устройств фиксации перемещений сотрудников, систем видео- и аудионаблюдения, подразумевающих новый порядок работы, следует выпустить соответствующий локальный акт. С ним должны быть ознакомлены под подпись все сотрудники предприятия. А на обработку персональных биометрических данных требуется письменное согласие самого работника. Однако такой отказ сотрудника будет равносилен отказу от выполнения работы, так как на территорию организации в этом случае он не сможет попасть.
Для собственника бизнеса лучше всего заранее проинформировать трудовой коллектив о необходимости учета рабочего времени и ответить на все актуальные вопросы.
Резюме
Многие предприниматели желают знать, насколько оптимально используют сотрудники свое рабочее время, и чем они занимаются. Старые и упрощенные системы учета времени в виде малоинформативных табелей могут лишь отражать сам факт присутствия сотрудника на рабочем месте. Поэтому в настоящее время предпочтительней воспользоваться дополнительными вариантами контроля. Все они имеют свои плюсы и минусы. Следовательно, при выборе вжно учитывать специфику предприятия. Например, производство может ограничиться системой пропусков, а в IT-сфере важно применять учет времени, используемого для решения конкретной задачи.
Плюсы:
— повышение эффективности работы;
— усиление контроля;
— возможность усовершенствовать учет.
Минусы:
— затраты на внедрение;
— повышение уровня стресса у сотрудников;
— ухудшение психологического климата.
Для применения конкретной системы учета рабочего времени руководителю бизнеса важно учитывать собственную специфику. Современные автоматизированные сервисы должны максимально вписываться в решение задач по наилучшему контролю времени сотрудников, анализ которого позволит увеличить производительность труда.
Добавить комментарий