УДАЛЕННЫЙ СОТРУДНИК. КАК ЛЕГАЛИЗОВАТЬ ОТНОШЕНИЯ? Часть 1

Главная > Полезное > УДАЛЕННЫЙ СОТРУДНИК. КАК ЛЕГАЛИЗОВАТЬ ОТНОШЕНИЯ? Часть 1

В настоящее время дистанционная работа в нашей стране является очень востребованным форматом взаимодействия работодателей и сотрудников. Исследования SuperJob показывают, что ¼ часть отечественных предприятий активно привлекают сотрудников на удаленную работу. Из них 25% являются штатными работниками, и лишь 8% состоят на аутсорсинге.

Несмотря на то, что в юридической практике используется понятие «дистанционный работник», в данной статье будет употребляться привычное «удаленный» для более адекватного восприятия. Кроме того, следует разграничивать удаленную работу и фриланс. В первом случае сотрудник работает дома также как в офисе, на одного работодателя, а во втором – на несколько заказчиков, в формате подработки.

Преимущества работы с удаленными сотрудниками

Экономичность. При наличии штата удаленных работников работодатель может обойтись арендой офиса меньшей площади или вообще полностью отказаться от него. В таком режиме работают сегодня интернет-магазины и организации, занимающиеся предоставлением онлайн-услуг. Кроме того, сократить издержки можно на обустройстве рабочих мест (оргтехника, мебель), зарплате (региональные сотрудники по определению стоят меньше столичных), и отчислениях (налоги, отпускные, ЕСН и т.п. при не включении работников в штат компании).

Эффективность труда. По сравнению с офисными сотрудниками, которые часто только отбывают номер на рабочем месте, изображая бурную деятельность, удаленные аналоги ориентированы исключительно на результат, предусматривающий оплату труда в рамках проекта. По словам самих работодателей (47% опрошенных), удаленные сотрудники показывают повышенную эффективность труда на 15-20%. Однако 53% считают показатели работоспособности в обоих случаях тождественными.

Круглосуточный формат. Работа предприятия в течение всех 24 часов в сутки  (например, сервисная поддержка) может быть эффективно налажена при помощи найма сотрудников, проживающих в различных часовых поясах. Кроме того, возможен и более удобный региональный формат, когда руководитель и бизнес расположены в различных местах. Например, при проживании предпринимателя на Дальнем Востоке и нахождении товаров, реализуемых через интернет-магазин, в европейской части страны можно для удобства работы прибегнуть к услугам сотрудников из того же часового пояса, что и бизнес.

Комфорт. Работа, исключающая временные и финансовые издержки на дорогу из дома в офис и обратно, выбор одежды в формате дресс-кода компании, организацию питания в обеденное время и жесткий регламент рабочего графика, подразумевает более широкую зону комфорта. Но не все работники способны по достоинству оценить данные преимущества, так как им жизненно необходимо находиться в трудовом коллективе и общаться с руководством.

Широкий выбор. Особенно актуально это становится в условиях регионов, где попросту отсутствуют высококвалифицированные сотрудники. На удаленную работу можно нанять специалиста самого высокого уровня (например, программиста с опытом работы в Google или опытного маркетолога, ранее работавшего с ведущими международными компаниями).

Работа с сотрудниками, не имеющими возможность находиться в офисе. Это наиболее часто относится к работницам, которые состоят в декретном отпуске. В данном случае гибкий график и работа на полставки могут быть более перспективным вариантом, чем найм нового сотрудника. Это же актуально и при переезде ценного кадра на новое место жительства.

Недостатки работы с удаленными сотрудниками

Отсутствие контроля. Часто руководители отмечают, что удаленный характер работы негативно влияет на организованность и собранность сотрудников. Это связано в первую очередь с отсутствием полноценного контроля их работы со стороны руководства и влечет за собой повышение рисков по выполнению сроков и качества работы.

Меры по предотвращению проблем. Отслеживание качества и сроков работы можно осуществлять при помощи программных продуктов, включая софты Kickidler, WorkTime Monitor, StaffCop. А оплату труда следует производить по его результату. Плюс к этому, важно иметь мотивирующий инструмент в виде премиальных выплат, рассчитанных на досрочное и качественное выполнение порученных объемов. В данном случае руководителю важно определиться с сотрудником по такому важному показателю, как баланс между личной жизнью и работой.

Сложности в коммуникации. Личный контакт всегда более эффективен, чем общение при помощи писем или голосовых сообщений. Ведь формат «визави» помогает более показательно и наглядно объяснить сотруднику свое видение, чем масса сопутствующих материалов, включая скрины и видео.

Нивелирование сложностей. Коммуникации, например, при помощи ZOOM или Skype, предусматривающие видеосвязь, помогут максимально приблизить формат общения к офисному варианту. Кроме того, можно организовать и редкие, но регулярные (если позволяют обстоятельства) встречи в офисе. И при личной встрече знакомиться ближе и объяснять наиболее сложные нюансы работы.

Документооборот. Невозможность оперативного подписания бумажных носителей документов на месте сопровождается использованием электронной почты и курьерской службы, что достаточно обременительно и дорого.

Решение проблем. Договор должен содержать соответствующие пункты, где будут указаны средства связи, имеющие юридическую силу. А его бумажный носитель можно подписать при помощи наиболее экономичных услуг по доставке «Почтой России».

Процедура отбора специалистов. Удаленные кандидаты на вакансию не имеют возможности прийти на собеседование в офис. Поэтому их выбор, как правило, сопровождается выполнением и оценкой тестовых заданий. Однако встречаются случаи, когда хорошо проявивший себя соискатель впоследствии начинает срывать работу по срокам и качеству, что, естественно, сопряжено с его заменой на нового работника.

Как избежать негативных последствий. Рекомендуется взять несколько кандидатов на должность с испытательным сроком. А лучший из них, в конечном счете, и станет постоянным сотрудником на удаленных условиях.

admin

Добавить комментарий