Сколько владельцев бизнеса — столько реакций на “катастрофические” ситуации. Наиболее слабые дают волю эмоциям, забывая о решении проблемы. Более опытные начинают действовать. Однако и их стратегии нередко приносят не тот результат, который они ожидают.
Как действовать правильно — и во время катастрофы и при ее первых признаках. Речь пойдет исключительно об административных, управленческих действиях, то есть о действиях владельцев, у которых на кону деятельность всей его компании, его жизни. Универсальных советов, следование которым решит любую проблему, — увы, нет. Это неподвластно даже высшим силам! Моя задача — рассказать вам, какие шаги необходимо предпринять, чтобы проявить себя умелым администратором.
Что следует понимать под катастрофой?
Катастрофа — это события при определенных условиях, причиняющие вред всей компании, либо ее части, или негативно сказывающиеся на них. Тенденция снижения прибыли — угроза, которая может вылиться в катастрофу. Падение показателей деятельности в отделах организации — та же потенциальная катастрофа. Если прибыль компании начинает сокращаться, это может значить, что владелец не предпринимает верные действия (например, отдал непродуманный приказ, не имеющий ничего общего со стратегией оптимизации работы компании).
Неправильная стратегия или как усугубить ситуацию
У владельца есть выбор: он может выбрать единственный правильный способ решить проблему или один из множества ошибочных. Условно все ошибочные действия разделим на три большие группы:
- Не решаться ни на какие действия. Выбрав такую стратегию, руководитель отказывается брать ответственность за решение проблемы. Обратите внимание: не «признает свою вину», здесь акцент на слове «ответственность», то есть «умение становиться причиной».
- Отдать целый ряд указаний подчиненным, не погрузившись в ситуацию, ограничившись этим. В таком случае владелец все-таки становится в позицию причины. Однако такое поведение говорит об излишне авторитарном управлении, которое может не только не вывести компанию из катастрофы, но и усугубить ее положение. Тем не менее лучше действовать, чем бездействовать: стиль руководства «железной рукой» бывает крайне эффективным. Порой даже эффективнее, чем либерально-демократический подход, что подтверждает история.
- Заняться бюрократией: организовать заседание, собрать комиссию, а затем всем коллективом выяснять причины катастрофической ситуации. При этом счастливый владелец играет в демократию: решения о выводе компании из катастрофы принимаются путем голосования, как правило, дожидаясь единогласного решения. Надо понимать, что, назначая группу ответственных, вы не выделяете ни одного человека, который на самом деле возьмет на себя эту ответственность.
Предпринимать такие действия некорректно, но они уж очень распространены. Возьмем для примера организацию, у которой из-за кризиса упала прибыль. Как так получилось? О кризисе узнало руководство, затем о кризисе стало известно сотрудникам, потом — поставщикам и Клиентам. Что все они делают? Намеренно отказываются от правильных действий:
- менее интенсивно ищут новых Клиентов (а в кризис это становится стратегией №1);
- отдают необоснованные и не связанные между собой приказы;
- нарушают процедуры функционирующей схемы;
- способствуют хаосу.
В этом контексте я часто вспоминаю историю одной японской компании, которая не только благополучно вышла из мирового кризиса в 1960-х годах, но и увеличилась в несколько раз. На вопросы журналистов о том, как это удалось ее управляющему, он сам отвечал просто: «Я еще плохо понимаю английский язык. Поэтому я не читал газет и не смотрел новостей. Я не знал о кризисе — всего лишь работал».
Итак, доход падает и не думает увеличиваться. Владелец с важным видом собирает совещание, руководители докладывают о ситуации друг за другом, ведутся беседы, планерки и обсуждения. Все эти мероприятия затягиваются на неопределенный срок, безнадежно затягивая компанию в финансовое болото и не оставляя ни единого шанса остаться на поверхности.
Что делать?
Если вы понимаете, что катастрофа не за горами, то: во-первых, откажитесь от бюрократических проволочек или судорожных реакций. Во-вторых, придерживайтесь изложенной ниже инструкции.
Как умный владелец, предприниматель, учредитель максимально быстро издайте “авторитарный” приказ. Укажите в нем, какие действия должны быть реализованы для того, чтобы не допустить катастрофы. Возможно, этот приказ будет неверным, однако вы все равно не будете бездействовать и возьмете на себя ответственность. Вспомните военный принцип, который сохранил немало жизней: сомневаешься — стреляй! И если владелец бизнеса обладает хотя бы небольшой квалификацией, его директива поможет идти в сторону решения проблемы. Как бы то ни было, отдавайте срочный приказ, несмотря на опыт, — главное, чтобы люди начали действовать.
- Когда приказ будет отдан, соберите рабочую группу или комитет из наиболее опытных и компетентных сотрудников. Эти сотрудники займутся выяснением сложившихся обстоятельств и сбором нужной информации. Когда будет собрана вся необходимая информация, комиссия выработает стратегию или предоставит готовое решение для выхода из катастрофического положения. Эту стратегию или план утверждает директор.
Что нужно делать владельцу, пока идет “расследование”? Лично возглавить действия, которые помогут продвигать компанию на рынок и сведут последствия катастрофы к минимуму.
- На завершающем этапе владелец утверждает предложенные решения комиссией. Конечно, он может внести корректировки в предложенные решения, при этом он опирается на данные, собранные его сотрудниками. Немаловажен и тот факт, что владелец при таких условиях учитывает мнение грамотных сотрудников.
Именно так выглядит эффективная политика вывода предприятия из кризисной ситуации. Если не сработает эта схема — не сработает ничего. Ведь в этом плане мы учитываем одновременно не только административные, но и интеллектуальные ресурсы.
Добавить комментарий